Строго говоря, термин «индейский» означает, что речь идет об оригинале, сделанном индейским мастером. В США на этот счет действует очень строгое законодательство, из которого следует, что любую вещь можно назвать индейской тогда и только тогда, когда она будет изготовлена человеком, имеющим законный статус индейца (т.е. либо настоящий индеец, либо иной гражданин, белый или черный, причисленный к какому-либо индейскому племени и занимающийся индейским искусством или ремеслами). Проблема в том, что очень часто то, что делают сегодня «настоящие индейцы», не является предметом искусства, и вообще не имеет никакой художественной ценности, т.к. представляет собой обычный ширпотреб для «бледнолицых туристов», посещающих резервации. Подлинные предметы индейского искусства находятся в музеях и/или частных коллекциях и за ними идет настоящая охота, а цены на них постоянно растут. В коллекции 4 Colors периодически появляются вещи, сделанные индейскими мастерами, что обязательно отмечается в тексте описания конкретного товара.
Но поскольку ни российская публика, ни поисковые системы не знают о таких тонкостях, я вынужден говорить как все и в названиях товаров по-прежнему писать «индейский», подразумевая при этом — «в индейском стиле».
Термин «в индейском стиле» — можно понимать двояко:
1) во-первых, он может означать вещи, сделанные современными дизайнерами модной одежды и аксессуаров, которые используют т.н. индейскую тему (крой, бахрому, вышивку, перья, заклепки и т.п.) в качестве источника для своих идей. Этот подход отнюдь не нов и периодически мы наблюдаем очередной всплеск массового интереса к одежде в индейском стиле, «индейской бижутерии», «индейским перьям» и т.п.. Такие псевдоиндейские вещи здесь не продаются.
2) во-вторых, он относится к предметам, которые представляют собой репродукции с музейного оригинала или сделаны по мотивам оригинального индейского украшения. Например, в США, Чехии, Германии и некоторых других странах (Франции, Италии) есть несколько мастеров, которые производят великолепные репродукции старинных индейских вещей. Их работы делаются с полным соблюдением всех технических и художественных нюансов, начиная от технологии выделки кожи, использования бисера, латунных бусин, сукна и других материалов того времени и заканчивая приданием готовым вещам антикварного вида так, что по внешнему виду они не отличаются от музейных или сделанных в 19 веке. Часто такие мастера специализируются исключительно на изготовлении репродукций предметов индейского искусства определенного географического или культурного ареала, например, только Североамериканских индейцев или только племен Равнинных индейцев до начала резервационного периода (т.е. примерно до 1870 г.) или максимум — до начала 20 в.. Здесь важна полная аутентичность: вещь должна восприниматься как сделанная в то время (looks and feels like in the Old Days). Именно такие предметы составляют основу коллекции «4 Colors».
3) репликация, уровни:
а) создание точной копии
б) компиляция из нескольких подлинных предметов (частей)
в) эвокация — высший уровень, когда мастер работает с глубоким пониманием стиля, материала и технологий, синтезируя все это в созданном объекте так, как если бы это делал индеец.
4) индейский артефакт — реальный настоящий предмет, изготовленный индейским мастером в рамках конкретной художественной традиции и для собственного употребления.
5) индейский артефэйк — предмет, созданный с намерением ввести в заблуждение.