Каталог

Что смотрят другие прямо сейчас?

Главная » Статьи » Головной убор: часть I

Индейский головной убор из перьев: часть I

Дата: 22.12.2008

I. Историческая справка

 

За прошедшие полторы сотни лет, а особенно с 1887г. благодаря шоу Баффоло Била (Buffalo Bill‘s Wild West Show) с участием индейцев Сиу, Арапахо и Пауни, которое за несколько десятков лет объездило полмира, головной убор из орлиных перьев (на Лакотском — Wambli Wapaha, дословно: «орлиный головной убор») стал главным символом Североамериканских индейцев.

 

В далекие стародавние времена Wambli Wapaha был наделен богатым символизмом: каждая его деталь имела глубочайший смысл, а право носить такие головные уборы имели только вожди и выдающиеся воины. Каждое перо в нем обозначало тот или иной подвиг или достойное деяние, совершенное на войне или на охоте (т.н. «ку»), т.е. выполняло ту же самую функцию, что у нас медаль или орден. Индейцы считали, что воину, который носит головной убор из перьев орла, не страшны ни пули, ни стрелы и надевали такие головные уборы не для того, чтобы круто выглядеть, а чтобы обрести магическую защиту орла. Поэтому чаще всего воин, идя в военный поход, брал с собой головной убор, а если позволяли обстоятельства, надевал его на время сражения. Воин принимал решение о том надевать или не надевать свой убор, исходя из индивидуальной манеры ведения боя и наличия времени на переодевание. От Шайенского вождя Деревянная Нога мы знаем, что: «Если приближалась битва, воины первым делом сбрасывали свою обычную одежду. Идея, что для битвы необходимо особое облачение, появилась не от уверенности, что это прибавит ловкости в бою. Это были приготовления к смерти. Каждый индеец хотел явить себя в лучшем виде, идя на встречу с Великим Духом, а потому надевал этот наряд и перед боем и в мирное время — при опасной болезни. Некоторые племена не заботились о таких вещах и рисковали жизнью либо полуодетыми, либо в потёртом платье. Но Шайены и Сиу относились к этой процедуре с должным вниманием».

 

Для хранения и транспортировки использовался цилиндрический короб (парфлеш) из сыромяти (пергамента), разрисованный различными символами. Одной из особенностей, связанных с головным убором, является то, что почти никогда воин не изготавливал свой убор сам: чаще всего он или покупал или выменивал его у других, или же только предоставлял другим членам племени (например, воинам, состоящим с ним в одном военном сообществе) материал для его изготовления.

 

Первое упоминание о наличии перьевых головных уборов у Равнинных племен, в частности у Манданов, относится к 1736 году. В 1766 году Уилст сообщил о таких головных уборах у Сиу (Carver, 1838:288). Вслед за этим Томпсон (1780г.; Thompson, Tyrerll) ed., 1916:61) сообщает о головных уборах из орлиных перьев у Черноногих. Далее о головных уборах из орлиных перьев сообщали Льюис и Кларк (1810г., Арикары; Lewis and Clark, Thwaites ed., 1905, vol. 6:158), Ларок (1804-1805, Кроу; Larocque, Burpee ed., 1910:67), Брэкенридж (1811, Арикары; Brackenridge 1816, IN Thwaites ed., vol 6:117 & 120) и др. Таким образом, можно утверждать, что в период с 1740 по 1810 было зафиксировано наличие головных уборов из орлиных перьев в том или ином виде (в том числе,  с рогами) у нескольких племен Равнинных индейцев.

 

В это период, но особенно в последующие 20 лет до 1830 года, головные уборы были значительно усовершенствованы: во-первых, это уже была не просто налобная повязка с перьями, но шапочка из мягкой кожи, на которую крепились перья; во-вторых,  в отличие от повязки, на которую перья жестко фиксировались («втыкались»), новая конструкция делала перья достаточно подвижными. К этому времени также стало обычным делом использовать подвески из шкурок и перьев, а также легкие распиленные и отполированные рога бизона.

 

Ф. Кларк отмечает, что по мнению некоторых племен головной убор в том виде, в каком мы привыкли видеть, (т.е. с расширяющейся короной или flaring style headdress, в отличие от более древнего головного убора со стоящей вертикально короной или straight-up style headdress)  придумали Кроу.

 

Одной из лучших иллюстраций того как выглядел такой головной убор (т.е. flaring style headdress) в начале 19 века является картина Кэтлина (см. фото; Catlin 1841, vol. I:101).

 

Есть также рисунок и картина Кэтлина, сделанные им в 1832 г., (Catlin 1841, vol.II: opp.p. 190) изображающие Лакотского воина по имени Спящий Ветер в характерном для Сиу головном уборе с расширяющейся короной.

 

В настоящее время изображенный на картине головной убор Кроу хранится в Смитсонианском институте (Музее Американских Индейцев в Вашингтоне). Как видно на картине и музейных образцах в Вашингтоне и Берлине (где хранится почти такой же образец головного убора, но принадлежащий Хидатса), головные уборы в том замечательном стиле, который чуть позже разовьется в стиль Лакота (Сиу) и станет символом «индейскости», уже существовал к началу 19 века и был популярен среди Равнинных племен Верхнего Миссури (т.е. в районе т.н. Центральных равнин): Арикара, Дакота, Хидатса, Мандан, Кроу, Равнинные Кри, Омаха. 

 

По информации Гриннелла перьевые уборы, внешне напоминающие типичные Лакотские уборы с расширяющиеся короной, были также распространены и среди Шайенов. Однако изучение леджеров и ранних полевых фотографий (т.е. сделанных не в фотостудии, где обычно индейцев наряжали в принадлежащий фотографу реквизит, а в реальных условиях) и почти полное отсутствие в музеях экземпляров ранних шайенских уборов, скорее всего говорят о том, что это суждение по большей части справедливо только в отношении северных Шайенов, точнее говоря — рядовых членов военного общества Воинов-Псов (Dog Soldiers).

 

Шайенский головной убор с рогамиКоме того, начиная с 1870-х годов, у Шайенов были популярны головные уборы комбинированного типа, сочетающие Лакотский стиль с бизоньими рогами (см. фото).

 

Среди других племен (Кайова, Команчей, Апачей, Не-Персе, Шошонов, племен Вудлэнда и вообще индейцев) головные уборы в Лакотском стиле получили распространение лишь в конце 19 века. – начале 20 веков (именно распространение, т.к. отдельные экземпляры появлялись у них  и раньше, но или в качестве военных трофеев, подарков или в результате торгового обмена, и не были традиционными для них).

 

Продолжение статьи см. здесь: Часть II

Продолжение статьи см. здесь: Часть III

Голосов: 1 Рейтинг: 5
Поделиться ссылкой    |   

Сопутствующие статьи

Ꮠ Индейское искусство

"Индейские головные уборы из перьев"

"Индейские украшения"

"Индейские брестплэйты"

"Индейские чокеры"

"Индейские бусы"

"Индейская одежда и аксессуары"

"Индейское оружие и амуниция"

"Индейские ножи"

"Индейские томагавки"