Каталог

Что смотрят другие прямо сейчас?

3500 2088.10.02

Артикул: 2088.10.02

» » Головной убор: часть II

Индейский головной убор из перьев: часть II

Дата: 18.01.2009

Это продолжение статьи. Начало здесь.

 

 

II. Основные элементы конструкции головного убора

 

1) Перья (Feathers)

 

Перья — основной декоративный элемент головного убора: от того как они препарированы и украшены зависит то, как будет выглядеть весь головной убор и сколько он будет стоить. Индейцы предпочитали орлиные перья, но также использовались перья других птиц, например дикой индейки (Wild Turkey). Здесь следует сказать, что, например индейцы Лакота различали четыре вида орлов, перья которых могли быть использованы в головных уборах.

 

spotted eagle tail feathers (golden eagle instance)1) waNbli gles^ka (spotted eagle) — крапчатый орел, т.е. молодой беркут (immature golden eagle), хвостовые перья которого помимо черных концов и белого опахала имеют темные пятна, от чего они становятся не чисто черно-белыми, а крапчатыми (см. фото). Судя по всему, сюда же можно отнести хвостовые перья взрослеющего орлана. (см. фото). Надо подчеркнуть, что в данном случае речь не идет об орнитологическом виде Aquila clanga или большом подорлике (англ. greater spotted eagle). spotted eagle tail feathers (bald eagle instance)

 

2) anuN'khiyaN (war eagle) — молодой беркут (immature golden eagle), хвостовые перья которого имеют классический белый цвет опахала и темные концы.immature golden eagle tail feathers

 

3) anuN'khasaN (white eagle) — белый орел или взрослый белоголовый орел (mature bald eagle) на стадии, когда хвостовые перья становятся целиком белыми (см. фото справа).mature bald Eagle tail feathers

 

4) xuya' (common eagle) — просто орел (судя по всему, это общий термин для обозначения взрослого беркута перья которого имеют бурый цвет).matute golden eagle tail feathers

 

Оседжи различали пять видов, а у Шайенов имелась и более развернутая классификация орлов (maxeveseo), включающая восемь разновидностей, но это предмет отдельной статьи.

 

В настоящее время в связи с запретом в большинстве стран охотиться на любых орлов, при изготовлении индейских головных уборов используются индюшиные перья, которые разными методами стилизуются под хвостовые перья орла. Чаще всего в недорогих коммерческих моделях, которые можно купить на Ebay или индейских магазинах используют дешевые белые перья с кончиками окрашенными в черный или бурый цвет (Imitation feathers).

 

Более качественный и дорогой способ — художественная роспись пера с передачей малейших нюансов, присущих орлиному перу (Hand painted feathers).  По внешнему виду такие перья почти ничем не отличаются от настоящих, но у них есть один существенный недостаток: в отличие от перьев, кончики которых просто окунают в черную краску, они очень деликатны и их раскраска может облупляться от трения перьев друг о друга.  Головные уборы, сделанные из таких перьев, лучше всего использовать как интерьерное украшение (инсталляцию) и стоит надевать от случая к случаю. Впрочем, есть и такие перья, которые лишены всех этих недостатков и по внешнему виду и на ощупь ничем не отличаются от настоящих орлиных (только у нас). Количество перьев на головном уборе — от 24 и более (26, 28, 29, 30, 31, 32, 34).

 

Основания перьев обычно обматываются сукном (ситцем, шерстяными нитками, крашенными сухожилиями и т.п.) красного цвета (от алого до огненно-красного), но в ходу и другие цвета: темно-синий, темно-зеленый, оранжевый, желтый и др. Все зависит от фантазии и вкуса: главное, чтобы цвет обмотки сочетался с цветами на вышивке и пухом на перьях.

 

Далее перья могут украшаться пухом, мелкими перьями, а на концах приклеивается конский (с хвоста или гривы) или бизоний /коровий волос (с кончика хвоста), либо пух, или и то и другое вместе. На кончике пера, там, где крепится конский волос или пух, обычно делается что-то типа полоски из меха горностая или гипса, которые раньше символизировали «ку» (великие деяния владельца). На современных уборах вместо этого обычно приклеивают кружочки (иногда, впрочем, ромбики и т.п.) из белой кожи.

 

В заключение скажем, что при всей кажущейся простоте вопроса и обилии забугорных магазинов, предлагающих широкий ассортимент «индейских перьев» (например, Matoska, Crazy Crow и т.п.), достать  подходящие перья хорошего качества (т.е. нужного размера, формы и способа раскраски) очень сложно. Например, на наших  самых дорогих моделях используются перья, которые мастер собирал несколько лет!

 

2) Кожаная или фетровая шапочка (scull cap or crown)

 

Традиционно шапочка делалась из мягкой кожи (преимущественно оленьей или лосиной, иногда бизоньей). На первый взгляд — ничего особенного, но как это часто случается, «черт скрывается в деталях». Каких-либо специальных стандартов для кроя не существует и тем не менее, именно по шапочке можно судить, в каком стиле — традиционном или современном — сделан головной убор. Многие изготовители или «народные очумельцы» из среды российских индеанистов вообще не имеют представления о том, как должна делаться эта деталь головного убора.

 

Наряду с кожаной даже в старые времена использовалась и фетровая шапочка, которая вырезалась из ковбойских или армейских шляп. На мой взгляд, использование фетровой основы было обусловлено несколькими обстоятельствами: во-первых, индейцы ценили и любили использовать / приспосабливать под свои нужды материалы «белого человека»; во-вторых, изготовлением уборов занимались мужчины (действующие или бывшие члены военных обществ, либо medicine men) и наличие готовой основы позволяло им минимизировать привлечение женщин к изготовлению чисто военного аксессуара и заниматься таким «немужским» делом, как раскрой и шитье; в-третьих, фетровая шляпа была относительно хорошей заменой для кожи, т.к. хорошо держала перья; в четвертых, будучи идеально круглой с четкими границами между колпаком и тульей, на фетровой основе легче спозиционировать и правильно пришить фронтальную вышивку. Минус фетровой основы в том, что фетр быстро разрушается: в музеях навалом головных уборов, от которых остались только перья, а от фетровой основы — только драные клочья. В то же время, сделанные на коже находятся в более сохранном состоянии.

 

Шапочка настоящего головного убора обязательно должна быть декорирована пухом или/и мелкими перьями, мехом (горностая, кролика, койота, бизона и т.п.), шкурками горностая и т.п. — все в соответствии с правилами того или иного военного общества и/или индивидуальными предпочтениями хозяина.

 

3) Налобная полоска (browband

 

)Хотя расшитая иглами дикобраза или бисером налобная полоска и является чуть ли не основным декоративным элементом головного убора (после самих перьев, естественно), первоначально головные уборы изготавливались и без нее. Полоска с различными узорами  или символикой появилась позднее: это видно хотя бы пот тому, что часто она нашивалась поверх перьев или же могла меняться на одном и том же уборе (если она приходила в негодность или не нравилась владельцу по какой-то причине).

 

Вышивка может быть из игл дикобраза (quilled) или бисера (beaded). Бисерная вышивка — или ленивым стежком (lazy stich) или на станке (loom beaded). Самый дорогой и, наверное, красивый способ — иглами дикобраза. Вместо вышивки или дополнительно к ней можно сделать орнамент из монет, кончесов, заклепок и т.п.

 

4) Боковые украшения (Side adornments)

 

Как уже было сказано ранее, этот элемент появился еще на ранних моделях головных уборов и  ему придавался глубокий магический смысл. В последующем этот смысл утратился и боковые подвески разных типов стали использовать исключительно ради красоты. Традиционно в качестве боковых подвесок используют шкурки горностая (целиком, в виде трубочек, бахромы или просто хвостики), шелковые ленты, полоски сукна и т.п. Здесь также возможны различные сочетания и все зависит от фантазии. В коммерческих моделях вместо дорогих шкурок горностая используют шкурки кролика и прочих нетрадиционных для этих целей животных, например, хвосты койота, волка и др. и пришивают побольше кожаной бахромы — главное, чтобы круче смотрелось :))

 

Кроме того, в качестве бокового украшения стало обычным делом использовать розетки разных типов: бисерные или расшитые иглами дикобраза, круглые зеркальца, кончесы, гильзы от стрелкового оружия, бубенцы, пуговицы, перламутровые диски, перья, крупные стеклянные или металлические бусины, хэйрпайп, металлические конусы и т.п. Все эти детали — относительно новый элемент и на старых головных уборах практически не применялись.

 

5) Главное перо (Major plume or Sun Dance plume)

 

Главное перо — обязательный элемент для любого более или менее настоящего, непотешного убора. Главное перо должно крепиться  к шапочке, примерно по-середине на линии между двух центральных перьев. Главное перо имеет двоякое предназначение — выделить своего владельца и указать мастера, его изготовившего, т.е. одновременно оно служит как личный знак отличия владельца и как именник или подпись мастера (в случае если хозяин и мастер не одно и тоже лицо, что чаще всего было именно так). На большинстве старых фотографиях можно увидеть, что на конце Главного пера крепился пучок из пуха (плюмаж): возможно, что свое название перо получило по этой причине.

 

Вполне вероятна и другая этимология этого названия: Главное перо делается только из маховых, т.е. самых больших перьев.

 

Возможно также, что оно Главное потому, что оно самое важное для владельца поскольку призвано соединять его с Великим Духом. Исходя из этого, есть основания полагать, что Главное перо должно делаться только из маховых перьев крапчатого орла (waNbli gles^ka), поскольку именно он по представлению Лакота является посланником Вакантанка.

 

Примечательно также, что на большинстве музейных экспонатов Главное перо отсутствует: вероятно, это связано с тем, что продавая, даря или иным образом отдавая свой головной убор, владелец оставлял Главное перо себе именно потому, что оно имело для него слишком личное, сакральное значение.

 

Продолжение статьи см. здесь: Часть III

Голосов: 1 Рейтинг: 5
Поделиться ссылкой    |   

Сопутствующие статьи

Ꮠ Индейское искусство

"Индейские головные уборы из перьев"

"Индейские украшения"

"Индейские брестплэйты"

"Индейские чокеры"

"Индейские бусы"

"Индейская одежда и аксессуары"

"Индейское оружие и амуниция"

"Индейские ножи"

"Индейские томагавки"